Интервью председателя Счетной палаты района

-Андрей Владимирович, расскажите немного о Счетной палате района.

Счетная палата была создана на основании решения Думы Колпашевского района от 23 апреля 2012 года, как орган, осуществляющий внешний (независимый) муниципальный финансовый контроль. В соответствии с Уставом Колпашевского района Счетная палата является органом местного самоуправления, причем самым молодым в структуре органов власти района. Необходимостью создания Счетной палаты послужило требование бюджетного законодательства Российской Федерации, которое обязывает муниципальные образования проводить внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджета. Наша деятельность регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Счетной палате, утвержденным решением Думы района.

Председатель Счетной палаты избран депутатами районной Думы сроком на пять лет. Наряду с Главой района и председателем Думы района, председатель Счетной палаты замещает муниципальную должность.

Никакой прямой подчиненности Счетной палаты нет, законодательством, регулирующим нашу деятельность, установлена подотчетность районной Думе. Ежегодно председатель Счетной палаты докладывает депутатам Думы района о работе контрольно-счетного органа за прошедший год.

Полномочий, которые нам приходится исполнять, предостаточно. К основным из них можно отнести: контроль за исполнением местного бюджета, экспертиза проектов местного бюджета, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета, осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и  т.д.

Важным моментом в становлении системы внешнего муниципального финансового контроля на территории Колпашевского района явилось заключение в 2012 году Думой района с Советами поселений соглашений о передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения Счетной палате района. Таким образом, на сегодняшний день в сфере нашей контрольной деятельности, помимо бюджета района, девять бюджетов поселений. В рамках данных соглашений Счетная палата ежегодно проводит экспертизы проектов бюджетов поселений на очередной финансовый год (основной целью указанного мероприятия является оценка проекта бюджета на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации) и осуществляет проверку отчетов об исполнении бюджетов поселений за отчетный год с целью оценки достоверности отчетных показателей.

 Ежегодно полномочия увеличиваются. Так, В 2014 году начал действовать Федеральный закон  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который наделил контрольно-счетные органы исключительным полномочием – аудит в сфере закупок. Основной целью аудита закупок является оценка эффективности и результативности расходов на закупки. Кроме того, решением Думы района Счетная палата наделена полномочием по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Колпашевский район». Контроль в сфере закупок является для нас отдельным направлением деятельности, отличным от основных полномочий.

С 2016 года муниципальные контрольно-счетные органы Томской области наделены полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях при выявлении в ходе мероприятий нарушений бюджетного законодательства, при воспрепятствовании деятельности контрольного органа.

Также, с 2016 года мы приступили к реализации полномочия по экспертизе проектов муниципальных правовых актов  в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования «Колпашевский район», а также муниципальных программ района.

Стремимся осуществлять свою деятельность в соответствии с основными принципами работы контрольно-счетного органа – принципы законности, объективности, независимости и гласности.

В целях реализации принципа гласности создан официальный Интернет-сайт Счетной палаты Колпашевского района, издаем информационные бюллетени, являющиеся официальным изданием Счетной палаты. Информационный бюллетень подлежит рассылке органам местного самоуправления Колпашевского района, городской прокуратуре, также с бюллетенями можно ознакомиться в читальном зале центральной библиотеки города.

-Какова структура контрольно-счетного органа?

Структура состоит из четырех штатных единиц – это председатель Счетной палаты и Аппарат Счетной палаты, который включает в себя три инспектора, замещающих должности муниципальной службы. С учетом охвата всех полномочий контрольно-счетного органа района, поселений и в полном объеме, штатная численность должна быть 9 единиц, данный расчет произведен согласно методике, утвержденной Союзом МКСО. Несмотря на недостаточность штатной численности, стараемся в своей деятельности охватить все направления работы контрольно-счетного органа, отражать объективные выводы по результатам наших мероприятий.

А кто контролировал, осуществлял подобную деятельность до Счетной палаты?

До этого в муниципальном образовании «Колпашевский район» осуществлялся только внутренний финансовый контроль финансовым органом (данный контроль осуществляется и по сегодняшний день), а также контрольно-ревизионным отделом Администрации Колпашевского района, который был упразднен в начале 2012 года.

Как вы думаете, целесообразно ли было создавать на уровне нашего района независимый контрольно-счетный орган?

На мой взгляд, данный  орган необходим, так как его независимость дает возможность посмотреть со стороны ту или иную сферу деятельности органов местного самоуправления. Мы же стараемся отразить выводы по результатам наших мероприятий беспристрастно, объективно, даем время  тем объектам, которые проверили, предоставить возражения на составленные нами акты по результатам мероприятий. Если разногласие обосновано, то возражение принимаем.  Мы не только выявляем нарушения, указываем на недостатки, но и определяем меры, которые необходимо предпринять для их устранения, недопущения в дальнейшей работе.

Главная наша цель – не наказать виновных, хотя порой без этого нельзя обойтись, а сработать на предупреждение нарушений бюджетного законодательства. Наша деятельность должна осуществляться в совместной работе с исполнительными, представительными органами местного самоуправления и направлена на совершенствование системы муниципального управления на территории Колпашевского района.

Сказать честно, на первых порах, на этапе организации нашей работы было не просто, приходилось объяснять, кто мы такие, отстаивает свои позиции в части сохранения нашей независимости. На сегодняшний день можно сказать, что к нам стали прислушиваться, порой принимаются решения с учетом наших выводов, предложений. Что немало важно – необходимость наличия муниципального контрольно-счетного органа поддерживается Главой района и главами поселений.

-А в какой форме осуществляется деятельность?

-Деятельность осуществляется в форме контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий.

-Есть ли взаимодействие с другими контролирующими и надзорными структурами?

-Да, например, в 2014 году было заключено соглашение о взаимодействии с Колпашевской городской прокуратурой. По определенным результатам мероприятий мы готовим соответствующее обращение для принятия мер  прокурорского реагирования. По результатам рассмотрения обращений  городской прокуратурой выносятся представления об устранении нарушений, подготавливаются протесты на муниципальные правовые акты.

Заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Контрольно-счетной палатой Томской области. Основными направлениями сотрудничества являются: планирование и проведение совместных мероприятий; обмен опытом; оказание правовой, методической и иной помощи. Первый опыт взаимодействия с региональным контрольно-счетным органом у нас был в 2013 году при проведении проверки использования бюджетных средств на строительство автомобильной дороги в городском поселении.

Хотелось бы отметить то, что Счетная палата района является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов России и Совета контрольно-счетных органов Томской области. Данные органы созданы с целью укрепления взаимодействия контрольно-счетных органов, направленного на повышение эффективности финансового контроля. Следует отметить положительную оценку нашей деятельности профессиональным сообществом, так Счетная палата входит в состав президиума Совета контрольно-счетных органов Томской области, представляет Сибирский федеральный округ в учебно-методической комиссии Союза муниципальных контрольно-счетных органов России.

В планах взаимодействие с другими правоохранительными органами, планируем заключить соглашения о взаимодействии с органами внутреннего финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок.

-Какие контролирующие мероприятия были осуществлены в прошлом году? Какие проводятся сейчас и какие планируются на ближайшее время?

- В 2015 году нами проведено 6 контрольных и 32 экспертно-аналитических мероприятий. Приоритетным направлением деятельности в 2015 году для нас стало исполнение поручений Совета Колпашевского городского поселения, утвержденных для Счетной палаты в рамках соглашения о передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения. Так, в прошедшем году проведены комплексные проверки деятельности организаций, учредителем которых выступает городское поселение - МУКП «Спецавтохозяйство» и ООО «Ритуал».  По результатам проведенных Счетной палатой района контрольных мероприятий этими организациями возвращено в бюджет муниципального образования «Колпашевское городское поселение» средств в размере 580 тыс. рублей, в том числе использованных по нецелевому назначению. Всего по результатам наших контрольных мероприятий, начиная с 2012 года, возмещено средств в местные бюджеты порядка 630 тыс. рублей. Мало это или много, наверное, много, ведь это же средства местного бюджета, который постоянно испытывает не достаточность финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Кроме того, Счетной палатой в прошедшем году выявлялись случаи и неэффективного использования бюджетных средств, в том числе в рамках проводимого аудита закупок, сумма нарушений составила порядка 3 млн. 300 тыс. рублей. Что значит неэффективное использование – потратили больше, чем могли бы потратить или использовали средства бюджета без достижения заданного результата, к примеру, выполнены работы по строительству с нарушением строительных норм и правил, что повлияло на качество работ. К сожалению, случаи неэффективного использования бюджетных средств не редки, но отмеченные нами нарушения, недостатки позволяют если не прекратить использование бюджетных ресурсов с нарушениями бюджетного законодательства, то хотя бы не допустить их в дальнейшем.

 Ответственность при использовании бюджетных ресурсов должна быть очень высокой и здесь без применения мер воздействия к виновным должностным лицам не обойтись. Во исполнение наших представлений виновные должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности, в 2013 году глава одного из поселений привлечен региональной антимонопольной службой к административной ответственности в виде штрафа за нарушение антимонопольного законодательства при распоряжении муниципальной собственностью. По результатам одного из контрольных мероприятий, проведенного в 2015 году одно должностное лицо было уволено. Направлено обращений о фактах нарушений законодательства Российской Федерации в городскую прокуратуру по результатам четырех мероприятий, проведенных Счетной палатой в прошлом году. Определенные материалы наших проверок направляем в Управление антимонопольной службы по Томской области.

На этот год у нас запланировано 10 контрольных и 26 экспертно-аналитических мероприятий, помимо этого отдельным планом предусмотрено проведение трех проверок в рамках исполнения полномочия по контролю в сфере закупок.

Сейчас оформляются материалы по проведенным контрольным мероприятиям по вопросам: анализ деятельности учреждения дополнительного образования детей, в том числе на предмет ее эффективности и проверка правомерного и эффективного использования средств субсидии, предоставленных общеобразовательному учреждению в рамках расчетов по оплате труда в 2015 году.  С начала года проводится контрольное мероприятие, перешедшее с прошлого года, по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств на ремонт, содержание автомобильных дорог Колпашевского городского поселения в 2015 году (к сожалению, из-за большой трудовой загруженности инспекторов Счетной палаты проведение данного мероприятия временно приостановлено). Кроме этого, осуществляется проведение подготовительных этапов контрольных мероприятий еще в трех образовательных учреждениях района.

Также сейчас начинаем внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов девяти поселений и муниципального района за 2015 год. Данное мероприятие достаточно обширно по своему содержанию и включает в себя проверку бюджетной отчетности за отчетный год главных администраторов бюджетных средств на предмет ее достоверности, количество администраторов бюджетных средств на территории района составляет 19.  

Находятся на экспертизе два муниципальных правовых акта, в том числе проект муниципальной программы района.

Идет работа по подготовке к реализации полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как видите, работы много, скучать не приходится.

-А рядовые граждане обращаются к вам с просьбой о проверке?

-В 2013 году, в ходе личного приема граждан, к нам обратилось два гражданина  с заявлениями о нарушениях действующего законодательства при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении в 2012 году. Нами было принято решение о включении конкретного контрольного мероприятия в план работы Счетной палаты на 2014 год. Была проведена большая работа, мероприятие длилось около полугода. В 2015 году контрольное мероприятия завершено, выявлены многочисленные нарушения и недостатки, но, к сожалению, на сегодняшний день мероприятие так и не снято с контроля в связи с неисполнением предложений Счетной палаты по устранению нарушений.

Были и в последующие годы обращения граждан, их не много, но в пределах нашей компетенции реагируем, предпринимаем возможные меры по устранению нарушений законодательства, если факты подтверждаются.

  Хочется отметить, что на нашем сайте можно ознакомиться с результатами наших мероприятий, а также можно обратиться с вопросом или предложением.

- Андрей Владимирович, благодарим за беседу. 

 

Автор интервью: Елена Лавренова

Интервью опубликовано в газете "Из первых рук" г.Колпашево от 8 и 18 апреля 2016 года 


Просмотров: 731