На заседании Думы района 22 июня 2015 года рассмотрен отчет о деятельности Счетной палаты за 2014 год

На заседании Думы района 22 июня 2015 года рассмотрен отчет о деятельности Счетной палаты за 2014 год

Счетная палата Колпашевского района осуществляла свою деятельность в 2014 году в соответствии с Планом работы на 2014 год, утвержденным приказом Счетной палаты.

План работы был сформирован с учетом необходимости реализации полномочий Счетной палаты, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Положением о Счетной палате Колпашевского района, утвержденным решением Думы Колпашевского района от 23.04.2012 № 43 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение о Счетной палате), а также необходимостью реализации полномочий контрольно-счетных органов 9 поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с заключенными в 2012 году Соглашениями между Советами поселений и Думой Колпашевского района.

Следует отметить, что в 2014 году на Счетную палату было возложено 2 новых полномочия:

- аудит в сфере закупок. Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу с 01.01.2014 г. полномочие по аудиту в сфере закупок отнесено к исключительным полномочиям контрольно-счетных органов, впервые закреплены полномочия контрольно-счетных органов как особых субъектов в сфере закупочной деятельности.

Аудит в сфере закупок предусматривает осуществление экспертно-аналитической, информационной и иной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. К реализации данного полномочия Счетная палата приступила с мая 2014 года (Счетная палата наделена данным полномочием в соответствии с решением Думы Колпашевского района от 28.04.2014г.), в последующем оно явилось приоритетным направлением деятельности Счетной палаты в 2014 году.

С первых же дней реализации полномочия по контролю в сфере закупок в Счетную палату стали поступать от муниципальных заказчиков многочисленные обращения о согласовании заключения муниципального контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Работа по рассмотрению обращений муниципальных заказчиков потребовала корректировки деятельности Счетной палаты, основанной, прежде всего, на выполнении плана работы на текущий год. По состоянию на 01.01.2015 года (с 5 мая 2014 года) в Счетную палату поступило от органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (района и поселений) 156 обращений о согласовании заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

По результатам рассмотрения обращений, в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе принято 38 решений об отказе в согласовании заключения контрактов на общую сумму 30 млн. 815 тыс. рублей. Счетной палатой выявлены нарушения в части установления в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, установления в документации о закупках требований к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, нарушения порядка размещения на портале закупок соответствующих документов, информации, неверного применения способа определения начальной (максимальной) цены контракта, отсутствия обязательных условий контракта и т.д. Основной причиной нарушений явилось недостаточное понимание соответствующими должностными лицами муниципальных заказчиков норм Федерального закона о контрактной системе, в связи с отсутствием должной практики по осуществлению деятельности в сфере закупок (закон начал действовать с 01.01.2014г.).

Счетной палатой результаты рассмотрения в 2014 году обращений о согласовании заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком использованы при проведении в 2015 году аудита в сфере закупок, путем оценки эффективности расходов, произведенных Администрацией Колпашевского городского поселения на приобретение в 2014 году жилья для детей-сирот. По результатам аудита в сфере закупок установлено неэффективное использование бюджетных средств Администрацией Колпашевского городского поселения в размере 831 тыс. 450 рублей, выразившееся в приобретение в 2014 году четырех жилых помещений для детей-сирот по стоимости, превышающей среднюю рыночную стоимость. При этом отмечено, что при изменении алгоритма расчета начальной максимальной цены контракта возможно было сэкономить 1 млн. 542 тыс. 400 рублей бюджетных средств.

В отчетном периоде в соответствии с планом работы Счетной палаты проведено (завершено) 40 мероприятий, в том числе:

- 12 контрольных мероприятий (что составляет 30% от общего числа проведенных мероприятий);

- 28 экспертно-аналитических мероприятий (что составляет 70% от общего числа проведенных мероприятий).

Отчеты по результатам проведенных контрольных мероприятий, утвержденные председателем Счетной палаты, заключения по результатам экспертно-аналитических мероприятий доведены для рассмотрения и принятия решений до Главы и Думы Колпашевского района, до Глав и Советов соответствующих поселений, входящих в состав Колпашевского района.

Кроме того, Счетной палатой за отчетный год проведена и иная экспертно-аналитическая деятельность:

- подготовлено по результатам анализа вопросов организации деятельности органов местного самоуправления, осуществления закупочной деятельности муниципальными заказчиками 8 информационных писем (из которых 5 направлено Главе Колпашевского района, 3 – Главе Колпашевского городского поселения);

- проведен анализ содержания 156 обращений о согласовании заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В рамках контрольной деятельности Счетной палатой завершено в отчетном периоде 12 мероприятий, из них:

  • 9 мероприятий в рамках исполнения соглашений о передаче полномочий контрольно-счетных органов поселений (что составляет 75% от общего числа проведенных контрольных мероприятий);
  • 3 мероприятия в рамках проверок использования средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета муниципального образования «Колпашевский район», порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Колпашевский район».

Контрольными мероприятиями было охвачено всего 12 объектов, в том числе: 4 органа местного самоуправления, 5 муниципальных казенных учреждений (из них 2 органа, уполномоченных на управление муниципальной собственностью), 2 муниципальных бюджетных учреждения и 1 некоммерческое частное социальное учреждение (бизнес-инкубатор Колпашевского района).

Объем проверенных в 2014 году средств составил 57 млн. 498 тыс. 800 руб., из них проверено бюджетных средств в размере 54 млн. 793 тыс. 800 руб.

По результатам проведенных контрольных мероприятий выявлено 1245 случаев нарушений действующего законодательства и иных недостатков в деятельности участников бюджетного процесса, из них нарушений бухгалтерского (бюджетного) учета 901 случай.

Наибольший удельный вес в общем объеме финансовых нарушений по результатам контрольных мероприятий составляют прочие нарушения и недостатки – 72,9%, что в абсолютном выражении составляет 88 млн. 777 тыс. 592 руб. 87 коп., из них нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом составляют 85 млн. 756 тыс. 325 руб. 55 коп. (что связано в основном с нарушением порядка ведения реестра объектов собственности муниципального образования «Колпашевский район» в связи с несвоевременным внесением соответствующих записей в реестр. По информации, предоставленной МКУ «Агентство по управлению муниципального имущества» по результатам рассмотрения представления Счетной палаты нарушения порядка ведения реестра устранены).

Значительную долю сохраняют нарушения бухгалтерского (бюджетного) учета – 26%, что в абсолютном выражении составляет 31 млн. 597 тыс. 255 руб.

Нарушения бухгалтерского учета имеют системный характер и связаны прежде всего с недостаточным пониманием работниками бухгалтерских служб периодически меняющегося законодательства о бухгалтерском учете, что требует постоянного повышения уровня профессиональной квалификации.

Нарушения бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств Счетной палатой в отчетном периоде не выявлены.

По результатам контрольных мероприятий вынесено руководителям объектов мероприятий 11 представлений об устранении нарушений, которые на сегодняшний день все сняты с контроля.

По результатам исполнения представлений Счетной палаты руководителями четырех проверенных объектов применены меры по привлечению к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Всего применено дисциплинарных взысканий (в виде замечания) к 6 должностным лицам проверенных объектов в соответствии с приказами (распоряжениями) руководителей.

По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2014 году издано 2 правовых акта исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления о принятии мер по устранению нарушений.

Также по результатам контрольных мероприятий в двух муниципальных учреждениях, некоммерческом частном социальном учреждении направлены информационные письма по фактам выявленных нарушений, касающихся деятельности органов местного самоуправления, с предложениями Счетной палаты по устранению условий способствующих нарушениям.

По результатам исполнения представлений Счетной палаты устранены нарушения на сумму 104 млн. 035 тыс. 656 руб. 78 коп. (или 85,5% от общего объема нарушений).

В отчетном периоде Счетной палатой направлено 2 обращения в Колпашевскую городскую прокуратуру по фактам нарушений действующего законодательства, в том числе бюджетного и законодательства о контрактной системе.

В рамках плановой экспертно-аналитической деятельности Счетной палатой проведено в отчетном периоде 28 мероприятий, из них:

  • 18 мероприятий в рамках исполнения соглашений о передаче полномочий контрольно-счетных органов поселений (64,3% от общего числа экспертно-аналитических мероприятий);
  • 10 мероприятий в отношении муниципального образования «Колпашевский район».

В отчетном периоде в соответствии с планом работы проведены следующие основные экспертно-аналитические мероприятия:

  • «Экспертиза проекта решения о внесении изменений в бюджет муниципального образования «Колпашевский район» на 2014 год» (проведено в отчетном периоде 7 мероприятий).

По результатам данных экспертно-аналитических мероприятий выявлено 35 недостатков, дано 37 предложений и рекомендаций, из которых учтено при принятии решений 18 предложений и рекомендаций.

Также установлено неэффективное использование объектов собственности муниципального образования «Колпашевский район» на сумму 3 млн. 949 тыс. 820 руб. (в результате продажи объектов муниципальной собственности (нежилое здание по адресу: г.Колпашево, ул.Селекционная, 97, общей площадью 964,3 кв.м. и земельный участок под ним) по цене ниже рыночной цены в связи с отсутствием заявок на участие в торгах, приватизация данных объектов осуществлена путем их продажи без объявления цены. Рыночная стоимость данных объектов, определенная профессиональным оценщиком составляет: по зданию: 2 млн. 761 тыс. 850 руб. (доходы местного бюджета от продажи составили 171 тыс. руб.), по земельному участку: 1 млн. 188 тыс. 150 рублей (доходы местного бюджета от продажи составили 9 тыс. руб.)).

  • Внешние проверки отчетов об исполнении местных бюджетов, включая внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год (мероприятия проведены в 9 поселениях Колпашевского района и в муниципальном образовании «Колпашевский район»).

По результатам данных 10 экспертно-аналитических мероприятий выявлено 356 недостатков, дано 214 рекомендаций, из которых учтено при принятии решений 157 рекомендаций.

В ходе проведения внешних проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов за 2013 год охвачена проверками бюджетная отчетность 15 главных администраторов бюджетных средств, по результатам которых выявлены нарушения бюджетного учета (в том числе искажения бюджетной отчетности) на сумму 144 млн. 863 тыс. 201 руб. 77 коп., неэффективное использование бюджетных средств Администрацией Колпашевского района в сумме 437 тыс. 898 руб. 66 коп. (наличие просроченной (безнадежной к взысканию) дебиторской задолженности).

По результатам внешней проверки бюджетной отчетности Администрации Колпашевского района за 2013 год в целях усиления контроля за эффективностью расходования бюджетных средств и соблюдением действующего бюджетного законодательства издано распоряжение Администрации Колпашевского района от 09.07.2014 № 468 «Об организации контроля за эффективностью расходования бюджетных средств и соблюдением действующего бюджетного законодательства». Администрацией Колпашевского района устранено нарушений бухгалтерского учета на сумму 146 тыс. 158 руб. 85 коп.

В целях разрешения возникших разногласий с финансовый органом района по поводу искажения некоторых форм годовой бюджетной отчетности, Счетная палата обратилась для разъяснений в Министерство финансов РФ (в полученном ответе Министерство финансов РФ согласилось с выводами Счетной палаты о не верном формировании формы отчетности и обращение Счетной палаты будет учтено путем внесения соответствующих изменений в Инструкцию о порядке составления бюджетной отчетности, утвержденную приказом Минфина России).

  • Экспертизы проектов местных бюджетов на 2015 год (мероприятия проведены в 9 поселениях Колпашевского района и в муниципальном образовании «Колпашевский район»).

По результатам данных 10 экспертно-аналитических мероприятий выявлено 264 недостатка и нарушений.

По результатам данных мероприятий Счетной палатой даны предложения, направленные на обеспечение соответствия проектов решений о бюджете действующему бюджетному законодательству.

В большей своей части недостатки по проектам решений о бюджете на 2015 год устранены Администрациями соответствующих муниципальных образований в ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий. Тем не менее, остаются не исполненными из года в год некоторые предложения по совершенствованию бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

В отчетном периоде Счетной палатой осуществлялась иная деятельность:

1. В 2014 году в ходе личного приема граждан председателем Счетной палаты принято 1 устное обращение от гражданина. Гражданином, являющимся работником муниципального бюджетного учреждения Колпашевского городского поселения, заявлено о нарушении трудового законодательства РФ. В целях рассмотрения поступившего заявления Счетной палатой были запрошены у учреждения соответствующие документы, материалы, проведен анализ содержания заявления, по результатам которого установлено нарушения трудового законодательства РФ, Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения, Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета.

Результаты рассмотрения обращения доведены в установленные сроки в письменном виде до гражданина. Кроме того, направлено письмо Главе Колпашевского городского поселения с предложениями о принятии мер по устранению и не допущению нарушений трудового законодательства РФ.

2. В целях исполнения требований Федерального закона № 6-ФЗ  в декабре 2014 года создан официальный Интернет-сайт Счетной палаты (www.palatakolp.ru) (домен зарегистрирован 17.12.2014г.).

В 2014 году изготовлено два выпуска информационного бюллетеня, являющегося официальным изданием Счетной палаты в соответствии с Регламентом Счетной палаты. В соответствии с приказом Счетной палаты информационный бюллетень подлежит рассылке Думе и Администрации Колпашевского района, администрациям поселений Колпашевского района, Колпашевской городской прокуратуре и МБУ «Библиотека» (передается в читальный зал).

3. В 2014 году обучение в рамках повышения квалификации прошел один из инспекторов Счетной палаты:

- по программе «Аудит эффективности в государственном и муниципальном контроле» в филиале ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счётной палаты Российской Федерации» в Сибирском федеральном округе (г.Новосибирск).

В сентябре 2014 года сотрудники Счетной палаты приняли участие в вебинаре по теме «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Новое в законодательстве», проводимого учебным центром «Аукционный конкурсный дом» (электронная торговая площадка, г.Москва). 

Кроме того, в отчетном периоде всеми работниками осуществлялось повышение уровня профессиональных знаний путем самообразования.

4. Всего за отчетный период разработано и утверждено локальных правовых актов (приказов Счетной палаты) в количестве 84 шт.

В рамках регулирования деятельности по внешнему муниципальному финансовому контролю приказом Счетной палаты от 14.04.2014г утвержден Стандарт финансового контроля «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств».

В целях принятия своевременных мер по устранению, не допущению в дальнейшей работе нарушений действующего законодательства и недостатков, выявляемых Счетной палатой при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий было инициировано (подготовлен и направлен соответствующий проект правового акта) утверждение в октябре 2014 года распоряжения Администрации Колпашевского района «Об устранении нарушений действующего законодательства и недостатков, выявляемых Счетной палатой Колпашевского района по результатам контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий».

Данным распоряжением установлены:

- порядок предоставления в Счетную палату главными распорядителям средств бюджета муниципального образования «Колпашевский район» плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, отчета о принятых мерах по исполнению предписаний, представлений, замечаний, выявленных Счетной палатой в ходе проведенных мероприятий;

- порядок подготовки распоряжений о принятии мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой в ходе проведенных мероприятий в Администрации Колпашевского района;

- возможность проведения рабочих совещаний по решению Главы района на основании соответствующих предложений Счетной палаты с целью определения условий, способствующих совершению нарушений, принятия мер по устранению и не допущению нарушений.

В целях обеспечения соблюдения Бюджетного кодекса РФ Счетной палатой разработаны и доведены до Администрации Колпашевского района проекты Порядков осуществления внутреннего финансового контроля и аудита главными администраторами бюджетных средств Колпашевского района и поселений района.

5. С 2013 года Счетная палата является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов России (далее - Союз МКСО).

Союз МКСО создан в 2007 году с целью укрепления взаимодействия муниципальных контрольно-счетных органов, направленного на повышение эффективности муниципального финансового контроля. Членами Союза МКСО являются 291 муниципальный контрольно-счетный орган. В Томской области членами Союза МКСО являются также Счетная палата города Томска и Счетная палата ЗАТО Северск.

В рамках деятельности Союза МКСО Счетная палата предоставляет соответствующую информацию на запросы Союза по вопросам деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, в рамках соответствующих мониторингов, проводимых Союзом МКСО.

В мае 2014 года правовой комиссией Союза МКСО на запрос Счетной палаты предоставлена правовая консультация.

Также, Счетная палата является членом созданного в декабре 2013 года Совета контрольно-счетных органов Томской области, в который входят Контрольно-счетная палата Томской области и 20 муниципальных контрольно-счетных органов Томской области (19 на уровне муниципального района и 1 орган сельского поселения (Каргасок)).

Председатель Счетной палаты является членом Президиума Совета (в президиум входят председатели 7 контрольно-счетных органов, председателем Совета является председатель Контрольно-счетной палаты Томской области).

Совет создан с целью повышения эффективности системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля Томской области, координации деятельности контрольно-счетных органов и укрепления сотрудничества между ними.

Первое рабочее совещание Совета прошло 5 июня 2014 года, на котором рассматривались  вопросы повышения эффективности и результативности работы контрольно-счётных органов, в том числе путем взаимодействия с правоохранительными органами, были обозначены механизмы для выработки новых направлений деятельности муниципальных контрольно-счётных органов, работа  которых нацелена на выполнение контрольных функций за эффективным расходованием бюджетных средств.

18 декабря 2014 года в городе Томске проводился cеминар-совещание Совета контрольно-счетных органов, органов финансового контроля, правоохранительных органов Томской области по теме «Вопросы реализации полномочий контрольно-счетными органами при исполнении Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В работе совещания приняли участие не только члены Совета, но и представители областного парламента и областной администрации, органов финансового контроля, прокуратуры. На совещание с докладом выступил председатель Счетной палаты по вопросам реализации полномочий муниципальным контрольно-счетным органом при исполнении Федерального закона № 44-ФЗ и исполнения решений резолюции Совета контрольно-счетных органов, принятого на совещании 05.06.2014г.

6. В целях повышения эффективности контроля за соблюдением бюджетного и иного законодательства Российской Федерации на территории Колпашевского района, а также в целях определения нормативной основы взаимодействия органа прокуратуры и муниципального контрольно-счётного органа в августе 2014 года заключено Соглашение о порядке взаимодействия между Счетной палатой Колпашевского района и Колпашевской городской прокуратурой.

Соглашением установлены следующие формы взаимодействия:

а) обмен информацией, представляющей взаимный интерес, в том числе предусмотрено представление прокуратурой в Счетную палату ежеквартальной информации о практике прокурорского надзора и выявленных нарушениях в сфере законодательства о бюджете, о закупках, а также порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

б) участие в формирование планов проведения проверок (планов работы);

в) проведение совместных проверок (мероприятий);

г) проведение рабочих встреч и совещаний;

д) представление консультаций в пределах компетенции Сторон;

е) иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

На сегодняшний день пока только реализуется такая форма взаимодействия как обмен информацией, представляющей взаимный интерес.

7. В целях обеспечения открытости бюджетных процессов Счетной палатой инициировано создание на Интернет-сайтах муниципальных образований Колпашевского района раздела «Бюджет для граждан», с предоставлением Администрациям поселений соответствующих материалов для размещения информации.

8. С целью устранения имеющихся нарушений и не допущению их в дальнейшей работе Счетной палатой доведена до Глав поселений Колпашевского района информация о типичных нарушениях и недостатках, выявленных при проведении внешних проверок отчетов об исполнении местных бюджетов за 2013 год, информация по выявленным нарушениям и недостаткам по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2013 – 2014 годах.

Организация работы в 2014 году строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов эффективного функционирования органа внешнего муниципального финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. В рамках каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия анализировалось соблюдение требований законодательства в сфере бюджетных правоотношений.

 

 


Просмотров: 539