Совещание Совета КСО Томской области 10.12.2015

Доклад председателя Счетной палаты Колпашевского района Муратова А.В. на семинаре-совещании Совета контрольно-счетных органов Томской области 10.12.2015г. на тему «Анализ практики проведения аудита в сфере закупок и проблем, связанных с его проведением»

 

Для организации исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013     № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях установление методов (способов), процедур, применяемых в процессе осуществления аудита в сфере закупок Счетной палатой Колпашевского района (далее – Счетная палата) 15 июня 2015 года утвержден Стандарт финансового контроля СФК (общий) «Проведение аудита в сфере закупок».

 Стандарт разработан на основе методических рекомендаций по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 марта 2014 г. №  15К (961), в соответствии с типовым стандартом финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок», утвержденным решением Президиума Союза МКСО (протокол от 18.12.2014г., п.12.1).

В связи с нехваткой штатной численности для осуществления всех полномочий, законодательно возложенных на муниципальный контрольно-счетный орган, с учетом необходимости осуществления полномочия по контролю в сфере закупок (Счетная палата наделена данным полномочием с мая 2014 года), с целью уменьшения трудоемкости процедур проведения аудита закупок, предусмотренных методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок Счетной палаты Российской Федерации, типовым стандартом Союза МКСО, Счетной палатой при разработке Стандарта предусмотрены некоторые отличительные особенности:

 

Положения методических рекомендаций по проведению аудита в сфере закупок Счетной палаты Российской Федерации, типового стандарта Союза МКСО

Положения Стандарта Счетной палаты Колпашевского района

Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок, в том числе: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап определения поставщика, этап заключения и исполнения контракта

Аудит в сфере закупок может охватывать все или отдельные этапы деятельности заказчика в сфере закупок в отношении каждого из муниципальных контрактов, являющегося предметом анализа, проверки и оценки, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап определения поставщика, этап заключения и исполнения контракта

Аудит в сфере закупок может быть осуществлен путем проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, а также отдельным вопросом мероприятия.

Аудит в сфере закупок может быть осуществлен путем проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия или путем проверки отдельного вопроса, включенного в программу проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия. Аудит в сфере закупок может включать отдельные этапы осуществления проверки, отраженные в пунктах 4.2.1. – 4.2.5. подраздела 4.2 раздела 4 настоящего Стандарта (проверка, анализ и оценка целесообразности и обоснованности расходов на закупки; проверка, анализ и оценка своевременности расходов на закупки; проверка, анализ и оценка эффективности расходов на закупки; проверка, анализ и оценка результативности расходов на закупки; проверка законности расходов на закупки) с учетом охвата аудитом этапов деятельности заказчика (этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап определения поставщика, этап заключения и исполнения контракта)

В ходе проведения мероприятия подлежат рассмотрению следующие основные вопросы:

- наличие, порядок формирования и организация деятельности контрактной службы (назначения контрактного управляющего);

- наличие, порядок формирования, организация работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

- порядок выбора и функционал специализированной организации;

- порядок организации централизованных закупок и совместных конкурсов и аукционов

и т.д.

В ходе проведения мероприятия подлежат рассмотрению следующие основные вопросы:

-…………….

-…………….

-…………….

При проведение аудита в сфере закупок, включающего отдельные этапы осуществления проверки, отраженные в пунктах 4.2.1. – 4.2.5. подраздела 4.2 раздела 4 настоящего Стандарта с учетом охвата аудитом этапов деятельности заказчика (этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап определения поставщика, этап заключения и исполнения контракта) могут быть рассмотрены отдельные вопросы из вышеуказанного перечня

 

К проведению аудита закупок Счетная палата приступила с 2015 года.

Аудит в сфере закупок осуществлялся Счетной палатой:

1) В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение за 2014 год» - рассмотрен вопрос «Оценка эффективности и результативности расходов на приобретение в 2014 году жилья для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по результатам несостоявшихся в 2014 году электронных аукционов».

В качестве источников информации использованы документы и материалы, полученные Счетной палатой в ходе реализации в 2014 году полномочия по контролю в сфере закупок в части рассмотрения обращений муниципальных заказчиков о согласовании заключения муниципального контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В ходе проведения аудита закупок установлено неэффективное использование бюджетных средств Администрацией Колпашевского городского поселения в размере 831 тыс. 450 рублей, выразившееся в приобретение четырех жилых помещений для детей-сирот по стоимости, превышающей рыночную стоимость.

2) В ходе проведения контрольного мероприятия «Комплексная проверка в Муниципальном бюджетном учреждении «Городской молодежный центр» при рассмотрении вопроса «Эффективность использования бюджетных средств, выделенных на ремонт здания учреждения ».

В ходе мероприятия проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в отношении одного муниципального контракта на выполнение работ по ремонту здания, охватывающая этапы планирования закупок товаров (работ, услуг), определения поставщика, заключения и исполнения контракта.

По результатам мероприятия установлено:

- нарушение заказчиком сроков оплаты за выполненные работы;

- в нарушение частей 4, 5 и 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ муниципальный контракт не содержит обязательное условие об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно: не определены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком контрактных обязательств;

- в нарушение части 26 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком не соблюдены сроки размещения на официальном сайте изменений муниципального контракта;

- в нарушение пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1093 учреждением не соблюдены сроки размещения на официальном сайте информации об исполнении контракта (информация размещена на официальном сайте позже установленного срока на 43 рабочих дня).

3) В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ нормативно-правовой базы в рамках реализации муниципальными образованиями Колпашевского района (выборочно) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в Администрации Колпашевского городского поселения по следующим направлениям:

I. Анализ наличия и порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) в соответствии со статьями 38, 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» (далее - Закон № 44 –ФЗ).

II. Анализ наличия и порядка формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок в соответствии со статьей 39 Закона № 44-ФЗ.

III. Анализ организации централизованных закупок в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ.

IV. Оценка организации и порядка проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков в соответствии со статьей 100 Закона № 44-ФЗ.

V. Оценка организации и порядка осуществления контроля за соблюдением Закона № 44-ФЗ органом внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии со статьей 99 Закона № 44-ФЗ.

VI. Наличие муниципального правового акта Администрации поселения, определяющего случаи осуществления банковского сопровождения контрактов в соответствии со статьей 35 Закона № 44-ФЗ.

По результатам мероприятия Счетной палатой установлено:

- на момент проведения мероприятия не внесены изменения в состав контрактной службы Администрации поселения, Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд муниципального образования «Колпашевское городское поселение» в части исключения (замены) должностных лиц Администрации поселения, с которыми прекращены трудовые отношения;

- выявлены некоторые не соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок - Положения о контрактной службе Администрации поселения, Положения о Единой комиссии по осуществлению закупок, утвержденные Администрацией поселения;

- в муниципальном образовании «Колпашевское городское поселение» не установлены нормативным правовым актом иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях, что не способствует эффективному использованию бюджетных средств;

- Администрацией поселения не утвержден регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, не определен состав работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля и как следствие Администрацией поселения, как органом ведомственного контроля в нарушение статьи 100 Закона № 44-ФЗ не осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок;

- не определены муниципальным правовым актом в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона № 44-ФЗ случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования «Колпашевское городское поселение» (правовой акт отсутствует);

- выявлены и другие недостатки.

В ходе проведения Счетной палатой аудита в сфере закупок проблем не возникало.

 

Благодарю за внимание!