Экспертизы бюджетов поселений района на 2018 год
Счетной палатой Колпашевского района в ноябре - декабре 2017 года проведены экспертно-аналитические мероприятия по экспертизе проектов шести бюджетов поселений Колпашевского района на 2018 год.
По результатам мероприятий установлены характерные нарушения и недостатки:
- не соответствия норм Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части составления и рассмотрения проектов решений о бюджете;
- не соответствия содержания текстовой части проекта решения о бюджете требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (установлено при экспертизе проектов бюджетов сельских поселений);
- администрациями поселений не осуществлены расчеты доходов проектов местных бюджетов в соответствии с утвержденными ими Методиками прогнозирования доходов;
- отсутствие обоснованных расчетов прогнозных бюджетных расходов бюджета поселения на 2018 год, что делает не возможным осуществление должного контроля за обоснованностью, достоверностью планируемых расходов местного бюджета на очередной финансовый год. Отсутствие расчетов расходов проекта бюджета может указывать на несоблюдение при формировании проекта бюджета принципа достоверности, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса РФ, означающего надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
- в нарушение Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в сельских поселениях не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (за исключением Инкинского сельского поселения). Таким образом, формирование расходов бюджетов поселений на 2018 год на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществлено в нарушение требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (без применения правил расчета размера ассигнований бюджета поселения на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения);
- Бюджетным кодексом РФ, а также Положениями о бюджетном процессе в муниципальных образованиях установлено, что одним из оснований составления проекта бюджета являются муниципальные программы, однако проекты бюджетов поселений на 2018 год не предусматривают муниципальные программы (проектами решений о бюджетах поселений предусмотрены ведомственные целевые программы). Отсутствие муниципальных программ в проекте бюджета не обеспечивает исполнение раздела III «Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления» Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.
Кроме того, в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия в отношении муниципального образования «Колпашевское городское поселение» установлено, что проектом решения о бюджете городского поселения не предусмотрено финансирование реализации утвержденной администрацией поселения в 2014 году муниципальной программы «Газификация Колпашевского городского поселения на период 2015 – 2019 г.г.», при том, что самой программой предусмотрено финансирование на 2018 год за счет средств местного бюджета в сумме 20,2 млн. рублей. Указанная ситуация что указывает на отсутствие увязки бюджетного планирования со стратегическим планированием на среднесрочный период.
Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от 31.10.2017 № 765 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды Колпашевского городского поселения на 2018 – 2022г.г». Однако, муниципальной программой формирования городской среды не предусмотрены объемы и источники финансирования, а также ассигнования на реализацию указанной муниципальной программы не предусмотрены проектом бюджета на 2018 год. При этом, программой установлен перечень основных мероприятий, со сроком начала их реализации – 2018 год.
Счетной палатой отмечено в подготовленном заключении на проект бюджета городского поселения, что в муниципальном образовании «Колпашевское городское поселение» существуют резервы для увеличения неналоговых доходов бюджета поселения (в случае устранения нарушений и недостатков, принятия предложений Счетной палаты Колпашевского района по результатам проведенного в 2017 году контрольного мероприятия «Проверка эффективности владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе проверка обоснованности, своевременности, достоверности учета поступлений неналоговых доходов в бюджет муниципального образования «Колпашевское городское поселение» в 2015 - 2016 годах»).
В качестве положительного примера следует отметить, что Администрацией Колпашевского городского поселения в 2017 году проведена работа по устранению неэффективных налоговых льгот по земельному налогу, результатом которой явилось решение Совета города об изменении Положения о земельном налоге на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение», в части отмены льготы в виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере в отношении земельных участков, используемых государственными казенными, автономными и бюджетными учреждениями, учредителями которых являются органы государственной власти Томской области. В результате применения понижающего коэффициента к установленной ставке земельного налога в отношении областных государственных учреждений бюджет поселения недополучал около 4,0 млн. рублей. Решение Совета Колпашевского городского поселения, принятое в целях осуществления мер по увеличению налоговых доходов бюджета муниципального образования «Колпашевское городское поселение», устранения неэффективных налоговых льгот, направлено на устранение указанных выше выпадающих доходов поселения.
Счетной палатой установлено, что проект бюджета городского поселения на 2018 год сформирован без учета мнений граждан муниципального образования. В связи с чем, Счетная палата рекомендовала Администрации Колпашевского городского поселения в целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса в городском поселении, взаимодействия власти и общества, вовлеченности жителей муниципального образования в бюджетный процесс, внедрить в практику формирования проекта местного бюджета партисипаторное (инициативное) бюджетирование.